14 марта 2017 года Минкомсвязи России вынесло на публичное обсуждение проект изменений в Федеральные законы № 63-ФЗ "Об электронной подписи" и № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Проект изменений вызвал широкое обсуждение в профессиональных кругах, в том числе на конференции РусКрипто 2017, т.к. на вопросы профессионального сообщества отвечал представитель Минкомсвязи - один из разработчиков проекта .
12 апреля 2017 года закончился этап общественного обсуждения проекта
изменений в 63-ФЗ "Об электронной подписи". Каковы же итоги обсуждения и реакция профессионального сообщества?
Для понимания еще раз очертим круг проблем, которые планирует решить Минкомсвязи путем
внесения изменений в 63-ФЗ "Об электронной подписи" (отзывы и предложения по
решению именно этих проблем и учитывались Минкомсвязи при промежуточном рассмотрении):
1. Отсутствует механизм подтверждения полномочий лиц,
обращающихся в ГИС, из-за чего ведомства не могут использовать единый подход к
проверке полномочий таких лиц. Нарушения аккредитованными УЦ при создании
квалифицированных сертификатов (КЭП) требований по идентификации заявителя,
установленных в 63-ФЗ.
2. Недостаточная эффективность системы контроля за
аккредитованными УЦ, нарушения требований приказа ФСБ России № 795 (требования
к форме квалифицированного сертификата).
3. КЭП, выданные аккредитованными УЦ, могу использоваться не
всеми ведомствами из-за отсутствия в сертификатах требующихся идентификаторов.
4. Необходимость обеспечения доверия к информации,
содержащейся в КЭП. Минимизация мошеннических действий.
Какие отзывы и предложения были учтены
Минкомсвязи после завершения общественного обсуждения?
По состоянию на 20 апреля были частично учтены следующие
предложения/отзывы (жирным выделены повторяющиеся 2 и более раз мнения):
Возможно, представитель ФНС России(?):
- разработать порядок информирования УЦ о
несанкционированном владении КЭП;
- обязать УЦ хранить информацию об IP-адресах, с которых поступили запросы
на выдачу сертификатов, для отслеживания фирм-однодневок и аффилированных с
ними компаний;
- выдавать КЭП только лично или по нотариальной
доверенности;
- наделить УЦ правом отказа в выдаче КЭП при получении
информации от гос. органов о недобросовестности владельца сертификата и
вести реестр лиц, которым рекомендовано не выдавать КЭП;
Удостоверяющий центр БТП (г. Барнаул):
- экономическая нецелесообразность создания новой государственной инфраструктуры УЦ;
- четко прописать порядок идентификации заявителя на
получение КЭП, реализовать выдачу КЭП лично или по нотариальной доверенности
или отменить выдачу сертификатов по доверенности;
- контроль за деятельностью УЦ возложить на
саморегулируемую организацию (СРО), проводить проверки УЦ региональными
подразделениями Минкомсвязи, а не только центральным аппаратом, как сейчас;
- выработать единые требования к структуре КЭП,
обязательные для выполнения гос.органами (сейчас у Росреестра и ФТС свои
требования к сертификату);
- борьбу с мошенничеством при получении КЭП вести не передачей
функций выдачи КЭП государственным УЦ, а разработать гос. меры по выявлению и
предотвращению мошеннических схем, организовать взаимодействие гос. органов и
УЦ;
Удостоверяющий центр Белинфоналог:
- функции по контролю УЦ передать от Минкомсвязи в СРО;
- запретить выдачу КЭП по доверенности;
- запретить использование КЭП третьими лицами с согласия
владельца КЭП (облачную подпись?) и ввести санкции за нарушение запрета;
- предоставить право гос. органам аннулировать КЭП через
суд;
- усилить меры ответственности аккредитованных УЦ за
нарушение требований законодательства, вплоть до отзыва аккредитации за
нарушения более 3-х раз в год.
МАСКОМ-Техлайн:
- не ликвидировать существующую сеть аккредитованных УЦ;
- функции по контролю УЦ передать от Минкомсвязи в СРО;
- запретить выдачу КЭП по доверенности и использование
КЭП третьими лицами с согласия владельца КЭП (облачную подпись?);
- наделить гос. органы полномочиями по обращению в
аккредитованный УЦ для отзыва КЭП при выявленных случаях мошенничества
(которые выявила ФНС).
По состоянию на 3 мая 2017 года статус всех вышеперечисленных предложений на сайте http://regulation.gov.ru изменился на «Не учтено».
Более того, статус «Не учтено» стоит у всех предложений
и отзывов по проекту закона.
В Минкомсвязи также официально направлялись публичные отзывы и предложения от групп субъектов отрасли.
Экспертный совет при Рабочей группе «Связь и
информационные технологии» при Правительстве РФ против текущей редакции поправок в 63-ФЗ:
- невозможно создать за 2 года инфраструктуру выдачи КЭП,
аналогичную существующей сейчас;
- возможен коллапс деятельности юридических лиц;
- неудобство при использовании полномочных сертификатов;
- увеличение расходов владельцев КЭП.
Совместное письмо от УЦ «Контур», «Тензор», «Калуга
Астрал», «ИнфоТеКС Интернет Траст»
- экономическая нецелесообразность создания новой
государственной инфраструктуры УЦ;
- потеря конкуренции, гибкости, снижение качества
оказываемых услуг;
- усилить меры ответственности для УЦ;
- ужесточить требования к персоналу и точкам выдачи УЦ;
- ежегодно подтверждать аккредитацию УЦ;
- выработать единые требования к структуре КЭП;
- реализовать выдачу КЭП лично или по нотариальной
доверенности;
- разработать требования по идентификации заявителя при
получении КЭП;
- наделить УЦ правом отказа в выдаче КЭП при получении
информации от гос. органов о недобросовестности владельца сертификата и вести
реестр лиц, которым рекомендовано не выдавать КЭП.
Ассоциация Разработчики и Операторы Систем Электронных
Услуг (РОСЭУ):
- экономическая нецелесообразность создания новой государственной инфраструктуры УЦ;
- использовать идентификацию и аутентификацию через ЕСИА
вместо вводимых изменениями в 63-ФЗ полномочных сертификатов;
- разработать порядок выполнения аккредитованными УЦ их
функций, в т.ч. порядок идентификации заявителя;
- не ликвидировать существующую сеть аккредитованных УЦ,
а ужесточить контроль: выдавать УЦ аккредитацию после проведения экспертизы, усилить
меры ответственности для УЦ, ввести единый тариф на выпуск КЭП;
- создать в Правительстве РФ рабочую группу по вопросу
реорганизации системы аккредитованных УЦ.
На данный момент проект находится на этапе "Размещение текста проекта". Публичное обсуждение и антикоррупционная экспертиза завершены.
Далее последуют этапы:
Далее последуют этапы:
- подготовка заключения по итогам оценки регулирующего
воздействия (общественного обсуждения);
- проект закона рассматривается в Правительстве РФ;
- официальное опубликование проекта и внесение в
Государственную Думу на рассмотрение;
- рассмотрение проекта закона в Государственной Думе;
- подписание.
Следим за дальнейшим развитием событий.
Тема важная и затронет интересы не только удостоверяющих центров, а множество юридических и физических лиц, использующих КЭП.
Обновление от 15.05.2017:
На сайте http://regulation.gov.ru проект закона перешел с стадию "Подготовка заключения об ОРВ".
Текст проекта закона по итогам общественных обсуждений изменен не был.
Обновление от 20.07.2017
Обновление от 20.07.2017
Минкономразвития вынесло отрицательное решение по итогам оценки регулирующего воздействия: в проекте акта присутствуют положения, которые вводят избыточные административные ... ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской ... деятельности..., а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской ... деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Обновление от 18.04.2018
Прошел год, и Минкомсвязь России вынесла на общественное обсуждение проект очередной редакции 63-ФЗ "Об электронной подписи". Смысл вносимых изменений примерно тот же, что и год назад.
Ассоциация РОСЭУ как и год назад выступает против вносимых изменений.
На данный момент "За" проект изменений на http://regulation.gov.ru проголосовало 4 человека, "Против" - 1013 человек.
Ожидаю, что Минэкономразвития опять вынесет отрицательное решение по итогам оценки регулирующего воздействия.
Обновление от 18.04.2018
Прошел год, и Минкомсвязь России вынесла на общественное обсуждение проект очередной редакции 63-ФЗ "Об электронной подписи". Смысл вносимых изменений примерно тот же, что и год назад.
Ассоциация РОСЭУ как и год назад выступает против вносимых изменений.
На данный момент "За" проект изменений на http://regulation.gov.ru проголосовало 4 человека, "Против" - 1013 человек.
Ожидаю, что Минэкономразвития опять вынесет отрицательное решение по итогам оценки регулирующего воздействия.
Если Вам понравилась статья и хотите поблагодарить автора - поделитесь ссылкой на статью в социальных сетях!
Комментариев нет:
Отправить комментарий