1.
2015 год. Штраф в размере 15 тыс. руб. специализированной
мастерской за деятельность по установке карты водителя в тахограф
Суть
спора: УФСБ России по
Хабаровскому краю оштрафовало специализированную мастерскую (Общество) за
деятельность по установке карт водителя в тахограф. Общество имело лицензию ФСБ
России на работу с криптографией на работы 21-24 Приложения к Положению о лицензировании,
утвержденному постановлением Правительства от 16.04.2012 № 313 (далее – ПП №
313). Общество обратилось в суд с требованием отменить постановление о
назначении штрафа в связи с наличием процессуальных нарушений при назначении
штрафа.
Позиция
специализированной мастерской:
Регулятор допустил
существенные нарушения при привлечении Общества к административной
ответственности, т.к. постановление было вынесено за пределами двухмесячного
срока давности привлечения к административной ответственности.
Позиция
регулятора (УФСБ по Хабаровскому краю):
Деятельность по активации
и установке карты водителя в тахограф согласно разъяснению ЦЛСЗ ФСБ России от
09.10.2013 № 8/ЛЗ/2/2с2908 требует наличия лицензии ФСБ России на работу с
криптографией с включенными пунктами № 12 и 20 Приложения к Положению о
лицензировании…. У Общества имелась лицензия ФСБ России на деятельность по
пунктам 21-24, устанавливая карту водителя в тахограф, Общество занималось
незаконной деятельностью по защите информации.
Позиция
Арбитражного суда Хабаровского края:
Деятельность с
использованием средств криптографической защиты информации (СКЗИ) подлежит
лицензированию у соответствии с Федеральным законом № 99-ФЗ «О лицензировании
отдельных видов деятельности» (99-ФЗ) и ПП № 313 (Положение о
лицензировании).
С 1 апреля 2013 года
приказом Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. № 36 (зарегистрирован в Минюсте РФ
7 марта 2013 г., рег. № 27574) установлены требования к тахографам, допускающие
их эксплуатацию только в составе с СКЗИ. Таким средством в составе тахографа
является навигационно-криптографический модуль НКМ-1 (сертификат соответствия
требованиям безопасности информации ФСБ России № СФ/124-2135 от
25.10.2013).
Для приведения тахографа
в рабочее состояние, требуется активизация его компонентного блока СКЗИ.
Активизация указанного блока осуществляется в соответствии с порядком,
установленным п. 89 указанного Приказа Минтранса работником специализированной
мастерской. В рамках аутсорсинга, участие в указанной процедуре могут принимать
организации, являющиеся Удостоверяющими центрами и имеющими соответствующую
лицензию ФСБ России. Процесс активизации завершается установкой работником
карты мастерской в тахограф.
Описанная выше процедура
является техническим обслуживанием СКЗИ, под которым понимается активизация
блока СКЗИ тахографа и иные работы с блоком в соответствии с его
эксплуатационно-технической документацией (разъяснения ЦЛСЗ ФСБ России от
09.10.2013 № 8/ЛЗ/2/2с2908).
Обществу необходимо было
иметь лицензию ФСБ России с включенными работами № 12 и 20, а на момент
совершения работ с тахографом, у Общества была лицензия ФСБ России только по
пунктам 21-24.
Следовательно, УФСБ
России по Хабаровскому краю обоснованно установил в действиях (бездействии)
Общества признаки административного правонарушения, установленного частью 1
статьи 13.13 КоАП РФ.
Однако, присутствовали
процессуальные нарушения - постановление было вынесено регулятором за пределами
двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, а
правонарушение не относится к длящимся, т.к. было совершено однократно (записи
о неоднократности нарушений в постановлении по привлечении к административной
ответственности не подтвердились в протоколе об административном
правонарушении).
Решение: Требования Общества удовлетворить. Постановление
УФСБ России по Хабаровскому краю о
назначении административного наказания, предусмотренной частью 1 статьи 13.13
КоАП РФ, признать незаконным и отменить полностью.
Продолжение истории: 2 сентября 2015 года суд рассмотрел
апелляцию УФСБ России по Хабаровскому краю, в ходе рассмотрения Общество подало
ходатайство об отказе от исковых требований. Суд ходатайство удовлетворил,
штраф Обществу остался в силе.
Интересное:
впервые встретилось
дело, в котором лицензиата пытались наказать за отсутствие в лицензии
дополнительных видов работ (12, 20). И даже выиграв суд первой инстанции из-за
процессуальных нарушений регулятора, лицензиат в итоге в апелляционной инстанции
отказался от иска.
2.
2016 год. Генеральный директор бухгалтерской компании-посредника по передаче
отчетности в ФНС оштрафован на 2000 руб.
Суть
спора: УФСБ России по
республике Марий-Эл оштрафовало генерального директора бухгалтерской
компании-посредника по передаче отчетности в ФНС на том основании, что компания
осуществляла лицензируемые услуги по шифрованию информации при передаче
отчетности в ФНС без лицензии ФСБ России и вынесло внесено представление об
устранении причин и условий, способствовавших совершению административного
правонарушения. Генеральный директор компании обратился в суд с требованием
отменить постановление. Постановление было оставлено в силе Йошкар-Олинским
городским, но Верховный Суд Республики Марий направил дело на повторное
рассмотрение из-за наличия процессуальных нарушений. Здесь анализируется
повторное рассмотрение дела.
Позиция
компании-посредника по передаче отчетности в ФНС:
Компания-посредник для
передачи отчетности в ФНС использовала программу «СБИС++» с встроенным СКЗИ «. Используемые
для отправки отчетности в ФНС СКЗИ (КриптоПроCSP) попадают под исключение ПП № 313, т.к. являются компонентами
программных операционных систем, криптографические возможности которых не могут
быть изменены пользователями, которые разработаны для установки пользователем
самостоятельно без дальнейшей существенной поддержки поставщиком и техническая
документации на которые является доступной. Деятельность с их использованием не
подлежит лицензированию ФСБ России.
Позиция
регулятора (УФСБ России по республике Марий-Эл):
Деятельность по передаче
отчетности в ФНС с использованием СКЗИ является лицензируемой (предоставление
услуг по шифрованию информации) в соответствии с 99-ФЗ и ПП № 313.
Позиция
Йошкар-Олинского городского суда:
Деятельность с
использованием средств криптографической защиты информации (СКЗИ) подлежит
лицензированию у соответствии с Федеральным законом № 99-ФЗ «О лицензировании
отдельных видов деятельности» (99-ФЗ) и ПП № 313 (Положение о
лицензировании).
Компания по существу
оказывает возмездные услуги в области шифрования информации. В соответствии с
п. 3 Приказом № 152 ФАПСИ при Президенте РФ от 13.06.2001г. лица, оказывающие
возмездные услуги по организации и обеспечению безопасности хранения, обработки
с использованием СКЗИ конфиденциальной информации, передаваемой вне сетей
конфиденциальной связи, должны иметь лицензию ФАПСИ на деятельность по предоставлению
услуг в области шифрования информации.
ИФНС по г. Йошкар-Оле
письмом представило административному органу список лиц, представивших
налоговую и бухгалтерскую отчетность в ФНС через Компанию. Согласно договоров,
заключенных Компанией с юридическими лицами, следует, что Компания оказывает
платную услугу по ведению бухгалтерского и налогового учета, составлению
отчетности в объеме, установленном действующим законодательством РФ. Во
исполнение принятых на себя обязательств Компания с помощью СКЗИ «КриптоПроCSP»
передавала отчеты доверителей в ФНС.
Компания по существу
оказывает возмездные услуги по организации и обеспечению безопасности хранения
и обработки с использованием СКЗИ конфиденциальной информации, передаваемой вне
сетей конфиденциальной связи, т.е. предоставляя услуги по шифрованию информации
и фактически осуществляет функции оператора.
Кроме того, о
необходимости иметь специальную лицензию свидетельствует и признание утратившим
силу пункта 5.4 Методических рекомендаций об организации … системы
предоставления налоговых декларации … в электронном виде, утв. Приказом
Министерства РФ по налогам и сборам от 10 декабря 2002 г. N БГ-3-32/705@, в
котором было указано, что при применении налогоплательщиками СКЗИ в рамках
системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в
электронном виде по телекоммуникационным каналам связи не требовалось получения
специальной лицензии.
Таким образом,
компания-посредник обязана иметь лицензию ФСБ России на предоставление услуг в
области шифрования информации.
Решение: Постановление заместителя начальника
УФСБ России по Республике Марий Эл, которым директор Компании признан виновным
в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи
13.13 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа 2000 рублей
оставить без изменения, жалобу генерального директора Компании – без
удовлетворения.
Интересное:
в качестве одного из
оснований для получения лицензии ФСБ России на предоставление услуг шифрования
суд упомянул положения инструкции, утвержденной приказом ФАПСИ № 152. Ранее рассматривалось аналогичное дело в суде другого субъекта, вывод суда о необходимости наличия лицензии ФСБ был
тот же.
В качестве подтверждения
обязанности компаний-посредников по сдаче отчетности в ФНС получать лицензии
ФСБ России, суд признал отмену в 2010 году пункта 5.4 Методических рекомендаций
(приказ ФНС от 10 декабря 2002 г. N БГ-3-32/705@), допускающего работу без специализированной лицензии.
Выводы:
Ввиду неоднозначности толкования некоторых требований
законодательства о лицензировании деятельности с использованием
криптографических средств и нормативных актов регулятора, компаниям-посредникам
по передаче налоговой отчетности и специализированным мастерским рекомендуется
получить лицензию ФСБ России деятельность с СКЗИ. Суд может не согласиться с
утверждением, что такая деятельность с СКЗИ не подлежит лицензированию.
Источники:
1. Сайт Арбитражного суда Хабаровского края
http://kad.arbitr.ru/Card/358392cf-b3e1-4872-b23c-24bcdf7e83a1
2 Сайт Росправосудие
https://rospravosudie.com/court-joshkar-olinskij-gorodskoj-sud-respublika-marij-el-s/act-532804905/
Сайт Йошкар-Олинского городского суда
http://yoshkarolinsky.mari.sudrf.ru/modules.php?name=information&id=6386
Первая часть анализа
Почему нужна аттестация автоматизированной системы для получения лицензии ФСБ на работу с криптографией?
Распространенные ошибки, возникающие при получении лицензий ФСБ на работу с криптографией
Судебная практика по коммерческой тайне
FAQ по лицензированию ФСБ в области криптографии
Помощь в получении лицензии ФСБ
Почему нужна аттестация автоматизированной системы для получения лицензии ФСБ на работу с криптографией?
Распространенные ошибки, возникающие при получении лицензий ФСБ на работу с криптографией
Судебная практика по коммерческой тайне
FAQ по лицензированию ФСБ в области криптографии
Помощь в получении лицензии ФСБ
Если Вам понравилась статья и хотите поблагодарить автора - поделитесь ссылкой на статью в социальных сетях!
Комментариев нет:
Отправить комментарий